Федеральный закон №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», известный как закон «О дачной амнистии» вступил в силу 1 сентября 2006 года. Действие этого закона российские власти федеральным законом от 17.07. 2009 г. № 174-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» продлили на пять лет. Теперь граждане смогут оформлять свои права на индивидуальные домики по упрощенной процедуре вплоть до 1 марта 2015 года. Принципиально важно, что законом было отменено разрешение на строительство для тех, кто построил свой дом на основании старых советских норм закона или возвел его самовольно. Первоначально «амнистию» планировалось завершить к 1 марта 2010 года. Однако за три года работы закона упрощенным порядком регистрации прав воспользовались чуть более 2,5 миллиона россиян. При этом число владельцев незарегистрированных участков и построенных на них домов варьируется от 25 до 50 миллионов.
Закон «О дачной амнистии» ввел упрощенный порядок оформления прав на недвижимость - земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, а также находящиеся на них объекты. Согласно этому закону основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимости, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, является следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Обязательным приложением к вышеуказанному документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.
Таким образом, закон предоставил существенные послабления дачникам и садоводам, получившим участки под индивидуальное строительство в советские годы или в период перестройки. Такие участки получили название «ранее учтенные».
Согласно ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» ранее учтенными земельными участками являются:
- объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- объекты недвижимости, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 1 марта 2008 г.
Таким образом, ранее учтенным земельным участком является земельный участок, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости или в Едином государственном реестре прав.
Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 45 Закона о кадастре, Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2002 N 35, Письму Минэкономразвития от 15 мая 2009г. № Д23-1413 при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке такие сведения могут быть включены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления в орган кадастрового учета заинтересованного лица (правообладателя) и любых из имеющихся документов, которые устанавливают или удостоверяют право на соответствующий земельный участок.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. Сведения для регистрации прав предоставляются органом кадастрового учета по запросам физических и юридических лиц в виде кадастровых паспортов в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Важно отметить, что в соответствии с п.11 ст.45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» для получения кадастрового паспорта на ранее учтенный земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, кадастровые работы проводить не обязательно.
При внесении сведений в государственный кадастр объектов недвижимости возникают частные вопросы, например как быть при изготовлении межевого плана, если он изготавливается в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади ранее учтенного земельного участка (сведения ГКН об этом участке отсутствуют) или как оформить права на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, если этот участок не является ранее учтенным.
В первом случае может быть подано одновременно два заявления: о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке и заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана. При этом за обозначение земельного участка в межевом плане принимается обозначение, применяемое в случае образования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности - ЗУ1. А графу «площадь земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости» реквизита «4» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» в данном случае заносится значение площади в соответствии с правоустанавливающим, правоудостоверяющим документом.
Во втором случае, т.е. при отсутствии документов-оснований для признания земельного участка ранее учтенным, оформление прав на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и используемый гражданином без правоустанавливающих документов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.98 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Для оформления прав гражданам или их представителям необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающих правом предоставления такого земельного участка. Кроме заявления граждане должны предоставить следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
- удостоверенную правлением данного некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
- выписку из единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.
Для образования земельного участка гражданам необходимо обратиться к кадастровому инженеру. При этом образования земельного участка осуществляется в соответствии с п.4 ст. 11.4 Земельного Кодекса Российской Федерации путем раздела ранее учтенного земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан.
Далее гражданам необходимо обратиться в орган кадастрового учета для поставки земельного участка на государственный кадастровый учет и получения кадастрового паспорта. Согласно ст. 22 закона «О государственном кадастре недвижимости» в орган кадастрового учета вместе с заявлением должны быть предоставлен межевой план. Затем гражданам необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
За последние 10 лет в Российской Федерации система учета недвижимого имущества и система регистрации прав развивались не зависимо друг от друга. Поэтому в настоящее время предпринимаются шаги по объединению разрозненных структур и исключению дублирования их функций.
В декабре 2008 г. был принят Указ Президента № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», которым предусмотрено объединение систем кадастрового учета, регистрации прав и картографии. Концепция создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости направлена на повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, открытости и «понятности» процедур регистрации и учета для граждан. Главным достоинством вышеописанной системы является объединение процедур по принципу «единого окна», который позволит заявителю оформить права на объект недвижимости и провести государственный кадастровый учет в значительно короткие сроки в пределах одной организации.
Система регистрации и учета станет институтом качественного обслуживания интересов граждан, организаций, государства.